О моторике

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Муравушка"

  О моторике 

 

                                                                                                     

А как быть, если ребенок одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой?

  Нередко он начинает писать и правой, и левой рукой, иногда рисует левой, а пишет правой или перекладывает ручку из одной руки в другую, попеременно используя правую и левую руку, что  сильно затрудняет процесс формирования навыка письма. Часто взрослые — и педагоги, и родители — придерживаются такой позиции: «какую руку чаще использует, той пусть и пишет». Но одно дело — выполнять привычные бытовые действия, другое — писать. Существуют даже специальные термины: «графическое функциональное превосходство» (т. е. бывают «графические левши» и «графические правши») и «бытовое функциональное превосходство».
Исследования французских ученых показали, что в 90% случаев «графические левши» оказываются и «бытовыми левшами». Такое же соотношение и у правшей. Но есть дети-амбидекстры и в бытовых, и в графических действиях. Такое разнообразие вариантов создает сложности при выборе руки для письма. Поэтому еще раз разберем некоторые возможные варианты.
1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисующие и правой, и левой рукой. Как правило, эти дети — левши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму пойдет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть неудовлетворительным .
2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. На практике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть травма правой руки, нарушение моторных функций правой руки. В этом случае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.
Очень часто десяти заданий недостаточно для того, чтобы определить, какой рукой ребенок действует более активно и ловко. В этих случаях можно выбрать дополнительные задания, например из тех, которые предлагает французская исследовательница М. Озьяс:
1. Зажечь спичку (мы не рекомендуем это задание).
2. Почистить обувь щеткой.
3. Вставить стержень в отверстие пуговицы (бусины) и поднять ее.
4. Намотать нитку на катушку (лучше использовать деревянные катушки).
5. Перелить воду из одного сосуда в другой.
6. Попасть иголкой в небольшую точку (можно сделать «мишень» на листе бумаги или использовать игру «Дартс»).
7. Отвинтить гайку рукой (ключом). Можно использовать детали металлического или пластмассового конструктора.
8. Сложить мелкие детали (пуговицы, бусины) в узкий цилиндр (во фла       кон с узким отверстием).
9. Проколоть дырочки в листе бумаги (5-6 раз) иголкой, булавкой.
10. Стереть ластиком предварительно нарисованные крестики.
11. Продеть нитку в иголку.
12. Стряхнуть с себя соринки, пыль.
13. Капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки.
14. Достать бусинку ложкой из стакана.
15. Позвонить в колокольчик.
16. Закрыть, открыть застежку-молнию.
17. Выпить воду из стакана.

В тех случаях, когда определить ведущую руку трудно, обратите внимание на задания 3, 4, 6, 12-14. Эти действия непривычны, не натренированы и позволяют более объективно оценить превосходство одной руки над другой.

Как научить ребёнка правильно держать карандаш.

Упражнение № 1. 

   Предложите ребенку поиграть в игру «Солим суп». Для этого нужно соединить 3 пальца (большой, указательный, средний) в щепотку, изображая действие.              Соединенные 3 пальца поставить на незаточенный кончик карандаша.               Медленно передвинуть вниз «щепотку» скользящим движением, чуть не                          доходя до грифеля, пальцы сами встанут правильно. Обязательно объяснить ребенку,  что карандаш (кисть, ручку) надо держать крепко.

Упражнение № 2.

Возьмите салфетку и разделите ее пополам. Если взять целую, она будет слишком большой для маленькой детской ручки. Поэтому используем половину. Нужно    зажать салфетку безымянным пальцем и мизинцем. Помогите ребенку сделать это.

Затем попросите малыша взять остальными тремя пальцами ручку или карандаш. Напомните, что салфетка при этом должна оставаться зажатой в руке.

Удивительно, но пока салфетка зажата мизинцем и безымянным пальцем,  ребенок преспокойным образом держит ручку или карандаш правильно.

 

Как научить ребенка пользоваться ножницами.

1. Приобретите для ребенка специальные детские ножницы. Они отличаются небольшим размером, адаптированным для детских рук, а также имеют закругленные концы. Ножницы для детей не дают возможности уколоться ими. В раннем возрасте знакомить ребенка с этим предметом не стоит, лучше всего подождать, когда он достигнет трех лет.

2. Объясните ребенку, как правильно держать ножницы в руках и покажите простейшие приемы резки. Первые движения по раскрытию ножниц можно тренировать в воздухе, без бумаги. После того, как ребенок поймет принцип действия ножниц, возьмите достаточно плотную бумагу, которую удобно   держать в руках, например, страницы из старых журналов.

3. Посадите ребенка к себе на колени и возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать ножницы. Со временем он научится делать это самостоятельно. В раннем возрасте малыш может просто измельчать бумагу на полоски, в два года вырезать фигуры ему не по силам. Уверенно вырезать по контуру ребенок начинает ближе к 4 годам.

4. После трех лет в качестве упражнений предложите ребенку вырезать простейшие фигуры, нарисованные на бумаге: квадрат, треугольник, круг. При этом сразу приучайте к тому, что во время резки передвигать необходимо именно бумагу, а не пытаться сгибать кисть с ножницами в соответствии с изображенным контуром фигуры. Если использовать цветную бумагу и заранее продумать тему будущей аппликации, то занятие будет еще более творческим и интересным. 

Пальчиковая гимнастика

Помощники 
Раз, два, три, четыре 
(дети сжимают и разжимают кулачки) 
Мы посуду перемыли. 
(трут одной ладошкой о другую) 
Чайник, чашку, ковшик, ложку 
И большую поварёшку. 
(загибают пальчики, начиная с большого пальчика) 
Мы посуду перемыли, 
(опять трут одной ладошкой о другую) 
Только чашку мы разбили, 
(загибают пальчики, начиная с мизинца) 
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника отбился, 
Ложку мы чуть-чуть сломали. 
Так мы маме помогали. 
(сжимают и разжимают кулачки) 
Варим компот 
Будем мы варить компот, 
Фруктов нужно много. Вот: 
(левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают") 
Будем яблоки крошить, 
Грушу будем мы рубить. 
Отожмём лимонный сок, 
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика) 
Слив положим и песок. 
Варим, варим мы компот. 
Угостим честной народ. 
(опять" варят" и "мешают") 

Гости

К Кате гости прибежали, 
(бежим пальчиками по столу или по полу)
Все друг другу руки жали.
Здравствуй Жора, 
(соединяем большой и указательные пальчики)
Здравствуй Жанна,(большой и средний)
Рад Серёжа,(большой и безымянный)
Рад Снежана (большой и мизинец)
Не хотите ль пирожок? ( ладошки складываем вместе)
Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)
Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)
Вот драже вам на дорожку
(пальчиком тычем в открытую ладошку)
Вы берите понемножку
(несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)
Все стряхнули быстро крошки
И захлопали в ладошки!

Горшок

Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) 
Маленькие гномики: 
Токи, Бики, Лики, Чики, Микки.

(загибать пальчики, начиная с мизинца) 
Раз,два,три,четыре,пять (разгибать пальчики) 
Стали гномики стирать (тереть кулачки друг о друга) 
Таки – рубашки, (загибать пальчики,начиная с большого) 
Тики – платочки,
Лики – штанишки,
Чики – носочки,
Микки умница был,
Всем водичку носил.

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей, (ладошки над головой)
Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)
Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком! (сцепили ручки)
Замок

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаем

Веселая гимнастика

1. Похлопаем в ладошки.
(делается сидя на стульчике)
1)Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко
Похлопаем в ладошки, очень хорошо.
(хлопки перед грудью)
2)И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,
И пальчики попляшут у маленьких ребят
(вращая кистями поднимаем руки вверх и постепенно опускаем до уровня груди)
3)Тук-тук молотком, мы построим птичкам дом.
Тук-тук молотком, поселяйтесь птички в нём.
(стучим правым кулачком по левому, высоко поднимая правую руку)
4)Бум-бум барабан, что за шум и тарарам.
Бум-бум барабан, просыпайся по утрам.
(стучим указательными пальцами как барабанными палочками)
5)Ду-ду-ду, ду-ду-ду - вот какая дудка.
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дудка-самогудка.
(имитируем игру на дудке, перебирая пальчиками)
6)Мы поедем, мы поедем в лес к лисичке и медведю.
Мы поедем, мы поедем в лес к лисичке и медведю.
(как бы крутим руль машины)
7)Поедем потихоньку, поедем потихоньку.
(ножками тихо стучим об пол)
8)И быстренько, и быстренько, и быстренько, и быстренько.
(быстро топаем ножками и по коленям стучим ладонями)
2. Зайка серенький.
1)Зайка серенький сидит
(сидим на корточках, ручки у груди как у зайки)

И ушами шевелит.
(нужно поднять ладошки над головой и помахать, изображая ушки)
Вот так, вот так, он ушами шевелит!
2)Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
(хлопаем в ладошки)
Вот так, вот так, надо лапочки погреть!
3)Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
(попрыгать как зайка)
скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать.
3. Белые снежинки.
Закружились, завертелись (покружиться на месте)
Белые снежинки.
Вверх взлетели белой стаей (поднять руки вверх )
Легкие пушинки. (покружиться на носочках)
Чуть затихла злая вьюга (встать прямо и опустить ручки вниз)
Улеглись повсюду. (присесть, руки опустить к полу)
Заблистали, словно жемчуг, (встать, руки вытянуть вперёд)
Все дивятся чуду. (развести руки в стороны)
Заискрились, засверкали белые подружки.
(руками выполнить движение "ножницы")
Заспешили на прогулку детки и старушки.
(шагаем на месте)
4. Две весёлые овечки.
1)Две веселые овечки
Разрезвились возле речки.
Прыг-скок, прыг-скок!
(весело прыгаем)
2)Вверх до неба, вниз до травки.
Вверх до неба, вниз до травки.
(встаем на ножки, тянемся вверх, а затем приседаем, опуская руки вниз)
3)А потом кружились (кружимся)
4)И в речку свалились.(падаем на пол)
Ну, и естественно, я буду очень плохо спать если не вставлю в эту статью пару-тройку своих стишков-разминок, которые придумываю для своих деточек-конфеточек.
Ручками похлопаем хлоп-хлоп-хлоп.
Ножками потопаем топ-топ-топ.
Телом всем подрыгаем дрыг-дрыг-дрыг.
Весело попрыгаем прыг-прыг-прыг!
Мы похлопаем в ладошки
И зубами постучим.
Поморгаем мы глазами,
Как тигрёнок порычим.
Пошагаем весело,
А теперь присядем.
Покачаем головой
И обратно встанем.
Поднимаем ручки вверх.
Ну-ка, покружились.
Снова ровно постоим.
И низко поклонились.

 

Источники: Жукова О.Г. "Планирование и конспекты занятий по изо-деятельности для детей раннего                        возраста". Изд-во: Айрис-Дидактика. Айрис-Пресс, 2010                      

Лыкова И. А. "Художественный труд в детском саду"          Изд-во: Цветной мир, 2012 

Интернет ресурс http://chudetstvo.ru Наталья Морозова "Учим детей пользоваться ножницами"

Дата последнего обновления страницы 19.09.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения